Аттестация для психологов является важным элементом работы. С ее помощью специалист подтверждает свою квалификацию, показывает, что соответствует профессиональным стандартам и повышает качество работы.
Это не просто формальность, а обязательная процедура для работы. Сегодня разберем, из чего состоит аттестация, какие цели преследует и как реализуется.
Цель и значение аттестации
Аттестация психологов имеет несколько ключевых целей:
-
Подтверждение квалификации. Специалист показывает, что его знания и умения соответствуют профессиональным стандартам;
- Обеспечение качества психологической помощи. Пройденная аттестация демонстрирует, что специалист обладает необходимым уровнем компетентности;
- Профессиональный рост. Благодаря аттестации психологи постоянно развиваются, обучаются и совершенствуют профессиональные навыки.
Как проходит аттестация психологов?
Процесс аттестации может различаться в зависимости от региона и конкретной организации, проводящей аттестацию, но обычно включает в себя следующие этапы:
Подача заявления и документов. Психолог, желающий пройти аттестацию, подает заявление в аттестационную комиссию и предоставляет документы.
Рассмотрение документов. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, проверяет их соответствие требованиям.
Прохождение аттестационных испытаний. Психологу необходимо пройти аттестационные испытания, которые могут включать в себя:
-
Тестирование. Проверяются теоретические знания в области психологии, методической подготовки, этических принципов.
- Практическое задание. Демонстрация профессиональных умений и навыков на практике. Это может быть проведение консультации или разработка коррекционной программы.
-
Собеседование. Обсуждение с членами аттестационной комиссии профессионального опыта, целей и мотивации психолога.
Вынесение решения. На основе результатов испытаний аттестационная комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии психолога квалификационным требованиям.
Получение квалификационной категории. Психологи, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационную категорию, которая подтверждает уровень профессионализма.
Особенности процесса
Критерии аттестации могут отличаться в зависимости от специализации психолога. Например, аттестация клинического и детского психолога может проходить по-разному.
Несмотря на то, что теоретический блок в ходе аттестации есть, большее внимание будет уделяться именно практическим умениям и навыкам специалиста. Кроме этого, аттестационная комиссия учитывает профессиональный опыт и стаж работы психолога.
Аттестация может проводиться с учетом индивидуальных особенностей профессиональной деятельности и специализации психолога.
Необходимые документы
Конкретный перечень документов может варьироваться, но обычно требуются:
-
Заявление на аттестацию;
-
Копия диплома о высшем психологическом образовании;
-
Копии документов о дополнительном профессиональном образовании (курсы, тренинги, сертификаты);
-
Копия трудовой книжки или справка с места работы;
-
Отчет о профессиональной деятельности.
Категории и требования к ним
Вторая квалификационная категория. Для ее получения специалисту, необходимо соответствовать данным требованиям:
-
высшее образование по психологии, педагогике или социологии;
-
отсутствие дисциплинарных высказываний, негативных отзывов клиентов;
-
опыт работы от двух лет;
-
деятельность выстроена с учетом стандартов работы психолога;
-
пройдены курсы повышения квалификации.
Первая квалификационная категория присваивается, если у специалиста есть:
-
высшее образование по психологии;
-
опыт работы психологом не менее пяти лет;
-
присвоенная вторая квалификационная категорию;
-
дополнительное образование.
Высшая категория. Она доступна тем, у кого есть:
-
высшее образование по психологии;
-
законченное послевузовское образование;
-
присвоенная первая квалификационная категория;
-
стаж работы - от 8 лет;
-
наличие государственных, ведомственных наград.
Портфолио для аттестации школьного психолога
Школьному психологу необходимо предоставить результаты диагностики учеников, то есть показать, как его профессиональная деятельность влияет на обучающихся. Например, описать проводимые тренинги и результаты после них.
Также школьному психологу важно предоставить полную информацию о том, как проходят консультации. Ему нужно развернуто рассказать, как именно выстроена работа с работниками школы, учениками и их родителями. В документе важно указывать количество состоявшихся встреч, какие были подняты проблемы и как они разрешились.
Если специалист участвовал в конкурсах, окончил курсы повышения квалификации или имеет авторские программы, это тоже важно указать в портфолио.